«ОТРЕЧЕМСЯ ОТ СТАРОГО МИРА!»

В новом советском государстве художники, архитекторы, инженеры совершали революцию в повседневной жизни каждого гражданина.

RIAN_00420649.HR.ru.jpg

«Каждая деталь отличного качества!»

«Ситец — такой же продукт художественной культуры, как картина», — заявлял литератор Осип Брик на волне всеобщего революционного порыва вывести искусство из музеев к народу. Самые знаменитые художники взялись разрабатывать дизайн предметов быта. Казимир Малевич создавал орнаменты для ткани, Кузьма Петров-Водкин — рисунки для фарфора.

RIAN_03082093.HR.ru.jpg

«Мы строим солнечные города!»

Новый быт трудящихся должен начинаться с разумной планировки района: когда от дома недалеко до работы и рядом школа, детсад, клуб. Первые соцгорода (жилые массивы такого типа) появились в конце 1920-х — 1930-е годы. Новокузнецкие рабочие, привыкшие к необустроенной жизни в бараках, снимали грязную обувь, чтобы пройтись по асфальту своего соцгородка.

01AYVAPG.jpg

«Носи с честью!»

Мода — буржуазный пережиток; в одежде стали ценить простоту и рациональность. Дизайнеры-конструктивисты призывали не скрывать швы и застежки за декором, а показывать их как главное украшение костюма. Разрабатывали специальную «прозодежду» (производственную) и «спортодежду».

«Дом — это машина для жилья»

Такое определение идеальному жилищу дал реформатор мировой архитектуры Ле Корбюзье, тесно работавший с архитекторами нового государства. Предполагалось, что скоро все советские граждане получат собственную жилплощадь, но минимальную, без излишеств. В проектах домов-коммун просчитывали все, даже количество шагов, совершаемых для каждого действия.

01AX0XC1.jpg

«Ты записался добровольцем?»

На улицах и в зданиях запестрели агитплакаты. Постеры на злобу дня делали молниеносно; стремление экономить время и краску во многом определило лаконичный стиль изображения. Александр Родченко и Густав Клуцис одними из первых в мире стали применять в плакате фотомонтаж.

RIAN_00024689.HR.ru.jpg

«Мир. Труд. Май»

Вместе с новыми праздниками в Стране Советов внедрялись и непривычные разновидности всенародного веселья: митинги и демонстрации. Передовые архитекторы и дизайнеры занимались оформлением улиц и площадей. Для ораторов возводили трибуну с революционной символикой; городской пейзаж оживляли знамена и тканевые перетяжки с лозунгами, выполненные в ярких цветах авангарда.

«Советское — значит отличное!»

Советские разработчики задолго до дизайнеров ИКЕА начали создавать доступные и функциональные предметы интерьера. Новоселы первых домов-коммун въезжали без мебели: она уже находилась в комнатах и была встроенной, что казалось невероятным новшеством. Появились проекты трансформирующихся модулей: например, шкаф, раздвигающийся в рабочее место со столом и книжными полками.

«Искусство принадлежит народу!»

Режиссер Всеволод Мейерхольд считал новый театр «митингом, вынесенным на подмостки, окруженные толпой рабочих, крестьян и солдат». Появились открытые театры, где зритель принимает участие в спектакле, а также театры массового действия, где аудитория размещалась со всех сторон. Залы проектировали так, чтобы в зрительском пространстве не было социального деления: без лож и амфитеатра.

01AR5YPV_1.jpg

«Строить прочно, сдавать досрочно»

Новый стиль 1920-х годов — конструктивизм. Никакой лепнины и прочего привычного декора. Красота здания — в гармонии его форм и в функциональности, отсутствии лишнего. Раскрывается внутренняя конструкция: лестничные шахты в жилых домах выделены вертикальным остеклением, в театре подчеркнут полукруг сцены или коробка зрительного зала.

Источник ➝

Как я о "Каме" мечтал

Как я о "Каме" мечтал Мечта, Велосипед, Моя первая работа, Воспитание, Длиннопост

 

Было это в 80-е годы.

Совсем в детстве, у меня был велик "Школьник" - на нём гонял класса до пятого, потом явно перерос его.

Мечта была, конечно "Кама". Такая, вся складная, с белыми ручками-крутилками. Можно было без гаечного ключа всё поднимать, опускать и складывать пополам. Мечта, а не велик!

 

Без всякой задней мысли, в первый день летних каникул, подошёл к отцу и попросил купить новый велосипед.

На это получил обескураживающий ответ:

- Иди и покупай.

- Так, э-э-э, у меня денег нет!

- И у меня нет.

 

На это разговор был окончен, мечта разбилась о суровый быт, жизнь, короче, кончена.

 

На следующее каникулярное утро я был безжалостно выдран из первых псевдоэротических снов резким голосом отца:

- Вставай, иди завтракать, всё на столе.

Смотрю на часы - шесть утра. В каникулы!!!

 

- А, что случилось!

- Тебе велосипед ещё надо?

- Надо.

- Пошли

 

Позавтракал, залезли с отцом в переполненный автобус, приехали на завод.

 

- Будут спрашивать - тебе пятнадцать лет.

 

Работал я переплётчиком первого разряда, сворачивал и разрезал паспорта на оборудование.

Работал с семи утра до одиннадцати, потом шёл в столовую, встречался там с отцом, быстро ели комплекс и потом он меня полчаса водил по цехам, рассказывал, что и как.

 

В двенадцать часов, когда одноклассники только просыпались и выходили гулять, я уже был во дворе и каникулы шли своим чередом.

 

Через месяц я получил зарплату - 101 рубль. Деньги были, для меня, не просто большие, а чудовищно большие. Бумажку в 10 рублей, я, вообще видел первый раз в жизни, вроде.

 

Отец поехал со мной в магазин.

 

"Кама" - 98 рублей.

Ярко-зелёная. С комплектом катафотов в пакетике.

Отец к деньгам принципиально не прикоснулся. Сам пошёл к кассе со СВОИМИ деньгами, сам заплатил. Жизнь перевернулась, детство кончилось, началась юность.

 

Летнее солнечное утро следующего дня июля и я, с новой "Камой" во дворе - вот оно, счастье пацана! :)

 

На следующий год моей мечтой был магнитофон "Маяк-233". 380 рублей!!! И 20 рублей наушники ТДС-3.

 

- Папа, мне надо заработать за лето 400 рублей.

- Пошли, завтрак на столе...

Популярное в

))}
Loading...
наверх